Любопытная история того, как Метрополитен не уволил небрежных оперных режиссеров
Роберто Деверо. ФОТО: Кен Ховард / Метрополитен-опера
Заканчивая новую постановку «Метрополитен-опера» Роберто Деверо Доницетти - это видения гробницы главного героя оперы, королевы Елизаветы I. Изображение Королевы раскрывается первым во время увертюры, когда хор, задрапированный черной драпировкой, проходит в знак уважения и возвращается. в последние моменты работы, когда отчаявшийся монарх кричит: «Там, где когда-то был мой трон, теперь стоит гробница: она была открыта для меня».
Эта деталь постановки сэра Дэвида Маквикара может похвастаться определенным театральным чутьем, но, как и многое другое в этом Деверо, она не имеет реального смысла с точки зрения повествования или, если на то пошло, темы. Столь нерешительная попытка навязать поэтическую концепцию тому, что на самом деле является романтической мелодрамой, не имела бы большого значения, если бы то, что происходило между сценами двойных гробниц, было интересно. Но это не так: постановка этой оперы мистером Маквикаром кажется бессистемной и вялой, больше похожей на возрождение многолетней постановки, чем на что-то новое и жизненно важное. Оглядываясь назад, акцент на похоронах ощущается как комментарий к самой постановке, которая была мертва по прибытии.
К сожалению, неудача этого Деверо вовсе не шокирует. Карьера г-на Маквикара в Метрополитене постоянно снижалась с момента постановки первой оперы, которую он поставил здесь, Il Trovatore, в 2009 году. Эта постановка, успешно возродившаяся в этом сезоне, перенесла лихорадочную историю Верди об ошибочной идентичности и мести из средневековья на полуостров. Война начала 19 века, конфликт, печально известный ужасающими зверствами. В этой среде маловероятные события оперы, такие как мать-цыганка, которая намеревается убить вражеского ребенка, но на самом деле убивает собственного сына, внезапно показались правдоподобными.
Пожалуй, самым замечательным достижением режиссера в этом «Трубаторе» было преобразование сопрано Сондры Радвановски (в главной роли Леоноры) из привлекательной молодой женщины с громким голосом в энергичного певца, что оживило ее тогда еще застойную карьеру в Метрополитене.
Несколькими сезонами позже Маквикар представил Джулио Чезаре Генделя как музыкальную комедию 1920-х годов, действие которой происходит в воображаемом и нелепо экзотическом Египте. Это шоу сработало почти так же хорошо, как и Верди до него, хотя некоторые придрались к хореографии Мадонны для финальной арии героини.
Следующим заданием мистера Маквикара здесь была так называемая «тюдоровская трилогия» из опер Доницетти, основанная на жизнях британских королев, последняя из которых - исполняемая в настоящее время Деверо. Эти постановки были неизменно безрадостными и мрачными, единственными драматическими искрами были образы див Анны Нетребко и Джойс ДиДонато в роли Анны Болейн и Мэри, королевы Шотландии соответственно. Когда г-жа Радвановская взяла на себя эти роли в возрождении этого сезона, она растворилась в окружающем мраке.
То же самое сопрано - королева Елизавета в нынешнем Деверо, и какая бы магия мистер Маквикар ни воздействовала на нее в Троваторе, похоже, утратила свое колдовство. Ее королева, созданная как Борис Карлофф в роли Мумия, практически безостановочно дергается, кренится, подкрадывается и уклоняется. Это не столько персонаж, сколько жестокая карикатура на крайнюю старость, и великая двойная ария королевы в последнем акте с самообвинениями превращается в бессмысленную.
Попытки мистера Маквикара запутаться в этих операх Доницетти можно было бы отклонить как случайное несоответствие художника материалу. Но его работа над двумя очень разными операми в прошлом сезоне, одноактной Verismo Cavalleria Rusticana и Pagliacci, также разочаровала: одна часть, казалось бы, недостаточно отрепетирована, а другая переполнена неуместными приколами. Что еще хуже, после пяти неудач подряд г-н Маквикар продолжает получать новые задания от Метрополитена: только в сезоне 2017-2018 он получает желтую карточку за Норму Беллини и Тоску Пуччини, а на очереди Адриана Лекуврёр из Cilea.
Этот любопытный образец применим и к ряду других директоров, которых в Метрополитен привел его нынешний генеральный директор Питер Гелб. Бартлетт Шер, например, при всем его огромном успехе в возрождении классических мюзиклов для Бродвея, почти десять лет назад имел только один хит в Met, Il Barbiere di Siviglia. С тех пор он сделал шесть в целом неудачных постановок для компании, последний из которых запутанный «Отелло» в начале текущего сезона, а «Ромео и Джульетта» поставлены на следующий год.
Или возьмите обладательницу премии «Тони» Мэри Циммерман, которая дебютировала в Метрополитене с суетливой, но работоспособной Лючией ди Ламмермур, а затем последовала за ней с ужасной постмодернистской Соннамбулой и картонной Армидой. Она вернется в следующем году за Русалку. Или как насчет вялого сэра Ричарда Эйра, чья карьера с четырьмя постановками в Метрополитене до сих пор была примечательна только его уловкой, заключающейся в изменении временных периодов опер, казалось бы, наугад. К счастью, Манон Леско в этом сезоне, которую затащили в оккупированный нацистами Париж и кричала, кажется его последней работой.
Возможно, наиболее озадачивающим является случай с разнохарактерным режиссером-драматургом Робертом Лепажем, который в 2008 году создал потрясающе красивую «Проклятие Фауста» для Метрополитена, за которым последовал, возможно, худший провал в истории компании - ужасно дорогостоящая постановка. Цикл Вагнера, который постоянно давал сбой. С тех пор он вернулся в «Бурю» Томаса Адеса, а в следующем сезоне вернется в «Любовь» Кайи Саариахо. Его проклятое Кольцо планируется возродить в 2018-2019 годах, хотя я поверю в это, когда увижу его.
Безусловно, этот «спад на втором курсе» не кажется неизбежным. После того, как Уильям Кентридж сделал маловероятный хит по «Носу» Шостаковича в 2010 году, он вернулся в «Лулу» Берга в начале этого сезона в постановке, которую обожают как критики, так и зрители. А посмертная «Электра» Патриса Шеро, премьера которой состоится в «Мет» 14 апреля, обещает затмить даже его интенсивную дебютную работу здесь над «Из дома мертвых» Яначека 2009 года.
Но по какой-то причине Метрополитен не спешит снова задействовать эти таланты. Например, Вилли Декер, чья мрачная Травиата 2010 года открыла умы многих для решения проблем интервенционистского направления, так и не вернулся. Даже у такого всемирно известного художника, как Роберт Карсен, между назначениями в Метрополитен прошло больше десяти лет. После Евгения Онегина и Мефистофеля в 1990-х ему пришлось ждать до 2013 года ответной помолвки с Фальстафом. К счастью, в следующем сезоне последует «Кавалер роз».
Не то чтобы у Метрополитена нет доступа к великим режиссерам. Мариуш Трелински (который в прошлом году создал потрясающую двойную афишу Иоланты и Замка Синей Бороды) откроет следующий сезон Тристаном и Изольдой. Ходят слухи, что Дмитрий Черняков (чей князь Игорь в 2014 году является одной из жемчужин в должности г-на Гелба в Метрополитене) также был приглашен обратно. Будущие сезоны обещают встретить дебюты таких звезд Regietheater, как Каликсто Бьейто, Стефан Херхайм и Дамиано Мичелетто.
Но в то же время есть менее известные американские режиссеры, такие как Кевин Ньюбери, Таддеус Штрассбергер, Мэтью Озава и Эльхана Пулитцер, которые создают умные, интересные постановки с ограниченным бюджетом и в сжатые сроки повсюду, за исключением Met. Почему бы не дать им шанс?
В любом случае, г-ну Маквикару и его соученикам Питера Принципа г-на Гелба пора взять хороший долгий перерыв. Когда они это сделают, они получат свои первые за долгие годы восторженные овации аудитории Метрополитена.
комментариев