Музыкальная версия "Тайной жизни пчел" сладка, но без эмоционального укуса
Сайкон Сенгбло, Натаниэль Стэмпли, Эйса Дэвис, Анастейша МакКлески и ЛаШанз в «Тайной жизни пчел». Арон Р. Фостер
Поскольку это название бестселлера, голливудского фильма, а теперь и громкого мюзикла, возникает вопрос: что такое «Тайная жизнь пчел»? Персонаж Августа Боутрайт (ЛаШанз), старшая из трех сестер, живущих в сельской местности на юге, производящей мед, объясняет это так: «Это симфония крыльев / В тысяче разных ключей / Таинственная и чудесная / Тайная жизнь пчел». Ага. ХОРОШО. Что-нибудь еще? «Собери нектар / Принеси его домой / Сделай мед / Наполни соты / Выполняй свою работу / Умри с изяществом / У него есть ритм и темп». Это больше похоже на социальную жизнь наших обезьяньих подданных, трудолюбивых трутней, усердно работающих на службе у королевы - и это не было секретом со времен древних египтян.
Возможно, я над этим слишком много думаю. Мед, крапивница и прочее - все это просто относительная, не очень герметичная метафора для истории, призванной меньше резонировать в голове и больше в сердце. И хотя в этом красиво созданном и чутко исполненном мюзикле - с книгой Линн Ноттэдж, стихами Сьюзан Биркенхед и богатой душевной музыкой Дункана Шейка - есть вспышки религиозного экстаза, юной любви и прощения, в основном он производит слишком много патоки и слишком мало жала. Несмотря на серьезные таланты, расположенные по обе стороны от рампы, человек жаждет мистического восторга, который, кажется, испытывают его персонажи, крестя деревянную икону черной Мадонны в свежем меде.
Подпишитесь на бюллетень Observer's Arts Newsletter
Действие происходит в Южной Каролине в 1964 году, сразу после принятия Закона о гражданских правах. История рассказывает о мрачной, юной Лили (Элизабет Титер), все еще страдающей смутными воспоминаниями о гибели ее матери в результате огнестрельного ранения, когда она была еще совсем маленькой. Лили живет со своим эмоционально чахлым, жестоким отцом Т. Рэем (Маноэль Фелчиано), склонным к жестоким приказам, например, заставлять девушку становиться на колени на крупу для молитвы (коленные чашечки Титера красные и сырые на протяжении большей части первого акта). Жесты материнской нежности предлагает Розалин (Saycon Sengbloh), волевая, но лишенная матери горничная Лили и Т. Рэй. После того, как Розалин жестоко избивают, когда она идет с Лили, чтобы зарегистрироваться для голосования, белая девушка решает покинуть свой ненавистный, сокрушающий дух город. Куда идти? Лили находит открытку среди вещей своей матери под половицей: открытка с черной Девой Марией, а на обратной стороне нацарапано название города: Тибурон. Вскоре Лили вытаскивает Розалин из тюрьмы (я не знаю, как именно), и они отправляются в путь.
В Тибуроне они находят дом трех вышеупомянутых сестер-пчеловодов. Помимо «Августа» ЛаШанза, сюда входят Мэй (Анастейша МакКлески) и Джун (Эйса Дэвис). Мэй раздражительна и легко впадает в депрессию; мы узнаем, что она так и не оправилась после того, как сестра-близнец покончила жизнь самоубийством после расистского унижения. Джун, играющая на виолончели, более жесткая и гордая, неспособна отдать должное школьному учителю (Натаниэлю Стэмпли), которого она любит и который любит ее. Из братьев и сестер только Август, кажется, обрел мир и стабильность - и это удалось благодаря (как вы уже догадались) пасти пчел. Сестры Боутрайт, похоже, создали больше, чем просто жизнеспособную бизнес-модель, местное религиозное движение, организованное вокруг куска коряги, на котором была вырезана Дева Мария. Святая статуя участвует в ритуалах, в которых верные танцуют, молятся и возлагают руки на грудь Марии для благословения. Вместе с Лили и Розалин, ее гостями на неограниченный срок, Август обучает Лили тонкостям курения пчел, сбора меда и, что наиболее важно, посылать любовь насекомым, чтобы вас не ужалили.
Книжный писатель Ноттэдж следует за планом истории, по возможности мягко смещая фокус с Лили на Розалин. Одна из серьезных проблем, которую должны знать творческая команда и большая часть аудитории, - это попасть в ловушку, создав еще одну историю, в которой обеспокоенная южная девушка исцеляется любовью бескорыстных чернокожих женщин: Загадка помощи. Сенгбло - глубоко трогательный и отзывчивый исполнитель, и она делает путешествие Розалин от избитой жертвы к довольному члену кружка Боутрайт тихим удовольствием. Но эта история неизбежно принадлежит Лили и ее поискам правды о своей мертвой матери (у которой была история с Августом). Сюжет второго акта достигает наибольшего напряжения, когда Лили обнаруживают однажды ночью в машине с афроамериканским подростком Закари (Бретт Грей), который также помогает Августу ухаживать за пчелами. Независимо от того, завязали ли мальчик и девочка роман или нет, жестокое появление полицейских-расистов склоняет историю к возможной трагедии.
Партитура Шейха - умелая смесь фанка, госпела, рок-н-ролла и африканских полиритмов - вероятно, его лучшая и самая свежая композиция со времен Spring Awakening. И хотя лирика Биркенхеда иногда перекосилась в сторону щебета, в целом они прямолинейны и трогательны. Инстинкты Ноттэджа, как всегда, крепки. Lily Teeter привлекательна, Gray - это чистая, гладкая харизма, а громкий голос LaChanze излучает доброту и мудрость каждой порой. Так почему я не люблю этот мюзикл? Две причины. Во-первых, в этой итерации материал в конечном итоге не поет. Из романа Кидда 2002 года могла бы получиться прекрасная полнометражная пьеса, в которой драматург мог бы использовать весь свой арсенал уловок, чтобы передать повествование, контекстуализировать историю, вплетать темы и, возможно, даже оправдать этот бизнес «тайной жизни». Несмотря на все музыкальное наслаждение в песнях Шейха и Биркенхеда, они недостаточно тесно связаны с книгой Ноттэджа, чтобы почувствовать, как будто они продвигают историю или эмоциональную основу. Одиночные номера, такие как рокер Закари «Fifty-Five Fairline» или гимн братства «Держите этот дом вместе», - это сильные моменты, но они не складываются в сплоченную, движущую музыкальную драму. Мистические элементы, которые действительно «поют» - статуя Марии, пчелы - просто кажутся украшением витрины Нью Эйдж. Взятые вместе, шоу кажется универсальным и слабо манипулятивным.
Вторая проблема - это направление Сэма Голда. Когда Голд ставит мюзиклы, он демонстрирует тенденцию доминировать в шоу-бизнесе. Такой сдерживающий подход работает с материалами о репрессиях, такими как умный, скрытный слезоточивый дом Fun Home. Но «Тайная жизнь пчел» нуждается в освобождающем прикосновении, в режиссере, чтобы более полно и неосторожно выявлять крайности боли и радости, чтобы заставить нас восхищаться естественным и ощущать присутствие сверхъестественного. Спектакль Atlantic Theater Company аккуратный и логичный, тогда как он должен быть беспорядочным и мессианским, вырывающим ваше сердце и выходящим за рамки социального и психологического в поисках чего-то более примитивного и архетипического. (Обо всем этом и многом другом, посмотрите другой мюзикл на юге 60-х, Кэролайн или Перемена.) В этом достойном, но не впечатляющем произведении есть много тем: расизм, феминистские коллективы, травмы, религиозные ритуалы, выбор семьи . Но если вы не можете организовать эти элементы в связную структуру, они никогда не сделают мед.
комментариев